то ли мы лётчики, то ли поэты мы.
I will try to find my place
in the diary of Jane.(с)
in the diary of Jane.(с)

очередной выпуск радио Большая ТелегаНа волне всеобщих традиционно-символических жалоб типа лето-закончилось-а-я-не-заметил, задумчиво оценивая частоту собственных мелькающих здесь постов и зависнув над вопросом от Stranger, lost in the night - поняла, что мне, похоже, нужно раз и навсегда сформулировать это хотя бы для себя, и, насколько это возможно - для тех, кому может быть интересна тема ммм отслеживания внутренних перемен. А вместе с ними и внешних.
Я в целом придерживаюсь идеи того, что "вернуться невозможно, потому что вместо нас всегда возвращается кто-то другой", что окружающий мир обтачивает тебя и перекраивает даже тогда, когда собственная жизнь кажется болотом - в конце концов, пребывание в болоте - тоже опыт и тоже меняющий. Вопрос правда, в какую сторону.
Но пока тебя несёт на волне перемен, таскает по крышам и набережным, пока ты осваиваешь новую профессию и пытаешься разобраться в механизации крыла самолёта по рисункам палочкой на песке - в общем, пока эта бешеная и дивная жизнь происходит с тобой и вокруг тебя - довольно сложно опознать тот момент, когда вместо тебя во всём этом начинает участвовать уже кто-то другой. Точнее, вот этот другой - это как раз уже ты, а тот, кем ты был до этого, год, три, семь лет назад - уже некий понятный тебе исключительно в теории субъект.
Для того, чтобы отследить это невооруженным взглядом, нужно обладать каким-то сверхестественным уровнем осознанности - и болезненной любовью к саморефлексии. Их есть у меня, но в куда меньшем, чем необходимо, количестве. Но эта грань "я/не я" довольно легко прослеживается через отклики внешней среды - и пару подручных средств.
С подручными всё элементарно. Это дневниковые записи, написанные будто бы чужой рукой. Стихи, про которые сложно даже вспомнить, кому ты их посвящал(и лучше бы не вспоминать). Книги, над которые так отчаянно рыдалось навзрыд в пятнадцать, на родительской веранде - под которые сейчас, может, тоже рыдается, но уже совершенно над другими сценами и по другому поводу. Ну и знаете, эта избитая фраза о том, что нельзя возвращаться в место, где был счастлив? Мне всегда думалось, что основная проблема здесь в стечении внешних обстоятельств, которые не соберутся второй раз в ту же мозаику. Но самая большая подлость здесь в том, что главным отсутствующим осколком витража здесь окажешься как раз ты сам. С тобой-пришедшим-сюда-через-год та же самая магия не сработает именно потому, что ты больше всех изменил свои свойства и больше не вписываешься в старый ритуал. Такие дела.
Есть такое - элементарное, в общем, то - приложение, Questions Diary. Каждый день оно задаёт тебе какой-нибудь простой вопрос, требующий плюс-минус обдуманного ответа. Это может быть взгляд на какую-то очень общую тему, вопрос о том, счастлив ли ты здесь-и-сейчас или строчка из самой любимой на настоящий момент песни. Иногда само по себе полезно столкнуться с вопросом, ответ на который ты считал само собой разумеющимся и никогда для себя не формулировал. Но самая магия начинается, если проделывать эту штуку год и больше(что я там говорила про нездоровую любовь к саморефлексии?) Потому что через год оно начинает предлагать тебе точно те же вопросы. И показывать, как ты сам год назад на него ответил. Так ммм с полным погружением посмотреть в глаза себе-прошлой у меня ещё не получалось.
На этом фоне отклики внешней среды кажутся на удивление менее значимыми и осязаемыми. Вот это чувство, когда ты мучительно не знаешь, как разговаривать со старым другом, которого давно не видел. Или видел недавно - но вы постепенно перестали идеально подходить под вот этот вот привычный формат встреч, этот "ваш" бар, "вашу" набережную, вашу ни к чему не обязывающую злую и весёлую болтовню, что эти встречи - скорее ритуал и знак уважения, чем потребность. Грустный, но очень ярко прослеживающийся момент.
Причём здесь прошедшее лето? Притом, что это, наверное, единственный плюс такой интенсивной рефлексии и замороченности на текущем моменте и сравнении его с моментами прошлыми. Ты смотришь и видишь. Ссаженные коленки, закат над рекой, огни на взлётно-посадочной полосе, кипрейное поле, пыльную дорогу, мчащихся в темноту мотоциклистов. Жизнь не проходит пустой. Это ты её не вмещаешь. Не перевариваешь её острую, горло изнутри царапающую красоту.
Слова иногда помогают стравливать лишнее напряжение.
Иногда.
@темы: мракобесие и джаз
Чудноватые мы звери всё-таки..
Это у меня, очевидно, бальзачье(или даже, боюсь предположить, скорпионье?) - железобетонная уверенность, что все могут и умеют так же, как я, и им это примерно того же стоит(в случае с нон-стоп-рефлексией и умением сохранять
отмороженностьтрезвость в стрессовых ситуациях - не так уж много стоит). Вся драма в том, что, пребывая в этой незыблемой уверенности, я периодически зарывалась и начинала этого от окружающих требовать. "Я же могу, что такого?"Одно из самых жестоких столкновений с реальностью было, когда люди начали разбегаться.)
А вот про требования - это таки бальзачье уже, да. О скорпионьем не скажу, у меня есть на этот счёт только ЭмоГарпия и Тень, они оооочень разные, трудно сложить статистику.
Мне всегда думалось, что основная проблема здесь в стечении внешних обстоятельств, которые не соберутся второй раз в ту же мозаику. Но самая большая подлость здесь в том, что главным отсутствующим осколком витража здесь окажешься как раз ты сам. С тобой-пришедшим-сюда-через-год та же самая магия не сработает именно потому, что ты больше всех изменил свои свойства и больше не вписываешься в старый ритуал.
Как потрясающе ладно сформулировала!
Это ты её не вмещаешь. Не перевариваешь её острую, горло изнутри царапающую красоту. Слова иногда помогают стравливать лишнее напряжение. Иногда.