то ли мы лётчики, то ли поэты мы.
пам’ятаєш, ти загубив ключі у дворі
i від того іще довго не вертав додому.(с)
i від того іще довго не вертав додому.(с)

Пожалуй, ценность /осязаемость, верность, настоящесть/ любых отношений - дружеских ли, романтических или ученически-учительских - определяется не тем, сколько тебе готовы отдать, но тем, сколько хочется отдавать тебе. В последнее время много об этом думаю. Когда доплетаю фенечку, когда с трудом останавливаю себя в порыве дописать ещё пару-тройку страниц и без того объёмному письму, когда таскаю научруку на кафедру кофе и шоколадки с ромом, когда методично читаю книжки про подростков, чтобы самое лучшее и живое предложить потом ученику. Есть люди, вызывающие непреодолимое желание выдать им собственных метафизических потрохов сразу, объёмным таким пакетом: вот тебе полной мерой моего прозрачного нетопыриного ноября, немецкой литературы, ивритской грамматики, пройденных дорог и железных сказочек, смотри, это всё я. Есть люди, от которых с самого начала вырастает невидимый заслон: мы с тобой отдельно, моя древнерусская тоска - отдельно, не обессудь.
Когда перестаёшь мучиться чувством вины по этому поводу и позволяешь этой дифференциации происходить без твоего ведома вообще - становится ещё легче рассказывать, отдавать и петь. Будем считать, что чутьё работает лучше, чем некоторые диалоги, при всём моём уважении к диалогу.
Я тем временем читаю татарские сказки(со мной и не такое бывает) пополам с шестым "Гарри Поттером" и слушаю много песен на ріднiй мовi /не скажешь даже - на втором родном - потому что тут просто иное качество родного, не иная степень/. Пеку яблочные пироги, собираю травы и жду гостей. В этом году, видимо, придётся очень много прощаться, смиряться с внезапно возникшими между мной и дорогими мне людьми расстояниями. Борис Рыжий с полки напоминает мне о том, что в России расстаются навсегда; идите к чёрту, сударь, с вашим прекраснейшим фатализмом, возражаю ему я и запечатываю конверт. Расстояний не существует, то есть, расстояния не измеряются тем, сколько часов на поезде тебе созерцать поля и посёлки под Биттлз в наушниках.
Расстояния вообще не про это.
что-нибудь из узбекских почитать посоветуете?
А можно полюбопытствовать характером и степенью родства?)
По итогу получилось то, что можно называть пассивным билингвизмом: говорю со скрипом, на слух и письменно понимаю всё, кроме совсем уж специфических терминов. Много слушаю и пою, стараюсь периодически что-то читать, и воспринимаю его - ну вот как друга детства, или старшего далёкого родственника, перед которым неловко, что так мало видимся.
Воспринимаю как родной, да, на выпады в его сторону, например, инстинктивно воспринимаю очень болезненно. Сначала кидаюсь доказывать, что вы, люди, дураки и не правы, а потом в некотором шоке соображаю, что это за приступ неконтролируемой ярости.)
А вам он, получается, родной и есть?
Со мной всё вообще не так чтоб просто, у меня ни русских, ни украинцев на обозримых ветках генеалодрева не наблюдается особо, так что позиция скорее гражданская, нежели этническая, но тем не менее.
Ну, в ваших краях язык всё-таки должен быть почище, чем в том же почти русскоязычном Харькове?*с надеждой* Если можете более или менее свободно говорить и писать - билингвизм именно что активный; тут можно говорить о разном уровне освоения языка, если русский ближе, но тем не менее. Пассивный - это когда "понимать - понимаю, а сказать легче по-немецки".))
Говорю и пишу совершенно свободно, запинаюсь только на непривычных конструкциях. Но насчёт краёв - хрен тут был, к сожалению, несчастный юго-восток русифицирован фундаментально, спасибо всем ядовитым плодам прошлого века. Разве что поколение, рождённое в нулевых, тут сможет что-то исправить.
Потом, это о факте наличия как такового. Говорить же о чистоте и вовсе печально до дрожи: суржик, знаете ли. И я, чессгря, скорее за чистоту чего угодно, чем за вот такой... эээ... инбридинг
Печально это. Я думала, что только Харьков-Донецк-Луганск настолько русскоязычны, а в остальных местах ситуация получше. Факт того, что язык "большого соседа" таки потихоньку давит - он закономерен, но как же этого не хочется.
Но когда думаешь о методах противоборства этому, возникают два вопроса: 1)как с уровнем преподавания украинского в школах? 2)как много на нём сейчас пишется книг/снимается фильмов?
Печально - это не то слово. Оно так по цепи Запорожье - Днепр - Херсон - Николаев - Одесса. Полтава, Черкассы и прочее до Галичины чуть погуще, но не чище. Хотя надо заметить, что как раз вот откат идёт последние годы немалый. И если учесть, что все столетия вплоть до самых моров совка всё было нормально вопреки размерам соседа - я вважаю, надія є)
Уровень преподавания вполне достойный, он был таким всегда, почему бы нет. Вопрос заинтересованности потребителя: до последнего времени родители, чьи предки прикатились по распределению откуда-нибудь из Архангельска после войны (мои реальные соседи), не склонны были отдавать детей в украинские школы и классы. Закономерно, но нехорошо, имхо. Однако вотща национальное самоопределение не менее закономерно рвануло и не спадает. В культуре тоже, да.
А вот интересно, как выглядит современная украинская литература? Сколько людей сейчас пишет на украинском вообще?
М, не очень поняла вопрос, можно подразвернуть?
Мне бы хоть одну известную персоналию современной украинской, потому что об этом у меня ни малейшего представления.
Навскидку из самого ценимого примерно так. Разумеется, не всех упомянула, оно с пинка не сразу вспомнишь. Но всё же
С впечатлениями, возможно, тоже прибегу в дневники, смешно размахивая руками: литература, которая цепляет - это не то, о чём я умею молчать.)
Так вот. Жадан - он весь целиком is love, доводилось иметь дело. И это важно же) И всегда велкам.
А прибегать - это пожалуйста, это сколько угодно
А что Канцлер? Это вот тот случай, когда я знаю только песни, а человека как такового - совершенно не.
Кроме того, имею сложное сочетанное впечатление, что если в ком-то что-то НЕТ, то и то, что в нём ДА, он этим НЕТ негласно и подспудно отравит до непереносимости. Как той самой единственной ложкой дёгтя, даже если и не бросающейся прямо по месту в глаза. И тогда будет отчего-то так гадко, а не поймёшь, отчего - и с того ещё хуже. Неа, ни за что.
И я бы, может, не упиралась так отчаянно, если б не существовали те, кто удовлетворяет на 101% - и немалым числом. Потому как на их фоне не вижу цимеса соглашаться на рай в шалаше
А Канцлер вот это - и с этого места спасибо и до свидания единожды и навеки, хотя предстояли тому порядка пяти лет самой нежной любви, живой коммуникации и прочих чистых восторгов. Се ля ви, чо.
Спасибо.)
Песню - да, слышала давно, подумала, может, он ещё где-то высказывался по вопросу. Вообще то, что сейчас происходит - это такое кровавое месиво, что - непонятно, какими словами об этом говорить, и как выражать всё это - ужас, сочувствие и тоску от невозможности что-то принципиально изменить. У меня довольно много дорогих людей по всем сторонам границ, включая Крым, но, кроме как держать эту связь - я ничего придумать не могу.
Ещё где-то, вероятно, высказывался, что-то такое говорили. У меня просто не было уже потенциала вникать. Потому как пока кто-то чесал имперское удовлетворение, кто-то другой наскоро собрал что под руку попалось - и уже вот-вот как четыре года не был дома - а у меня там дом, и он мне болит. Но нет, я не могу натянуть на голову, как именно оставшимся там удаётся спокойно все эти годы ездить, грубо говоря, на ворованной лошади. У них же, вообще-то, ворованной, хотя дивное богатство способов спрятать голову в песок, доступное нашим людям в большинстве случаев, мне примерно известно, да.. Х_х
Так что на южнобережье у меня не осталось практически никого, ценностной рассинхрон, такое. А вот непосредственно в рф я почти все отношения действительно сохранила, в отличие от многих других моих друзей, и, как видите, даже порой преумножаю - просто потому, что, помимо совсем уж нестерпимо фундаментальных принципов и вопиющих моментов, люди мне, как правило, дороже.
А слова вполне подходят и эти вот уже пришедшие - какой ужас, я так сочувствую, жаль, что нечем помочь, давай надеяться на лучшее. Это уже довольно много, правда.
Отношения нужно сохранять и преумножать хотя бы для того, чтобы помнить, что по обе стороны границы - живые люди. У нас такой всплеск лютой ненависти со всех сторон, что хотя бы не поддаться общей волне - адский труд. И если негатив с украинской стороне мне плюс-минус понятен - когда страну на части рвёт гражданская война, как-то не до всепрощения - то что заставляет моих соотечественников эту ненависть зеркалить и преумножать - я не представляю, страшно представлять. И за это - стыдно.
Если бы это ещё что-то меняло.